Чем
чаще в правительстве говорят о том, что цены не вырастут, тем больше
вероятность, что все произойдет с точностью до наоборот. Похоже, нынешней осенью нам придется еще раз убедиться в верности этого утверждения. Несмотря
на мажорные заявления премьер-министра Николая Азарова, осеннее
подорожание продуктов питания может оказаться наиболее масштабным за
последние три года. По причинам, от правительства не зависящим.
Первая
из них — природные катаклизмы. Заморозки в Латинской Америке, дожди в
Канаде и наводнения в странах ЕС, аномальная жара, пожары в Украине,
России и Казахстане — всего перечисленного уже достаточно для мирового
продовольственного кризиса, превышающего по масштабам кризис 2008 года.
Во всяком случае, стоимость пшеницы на мировых рынках уже доросла до
уровня августа 2008-го, а вслед за ней вверх поползли цены и на
остальное продовольствие.
В 2008-м галопирующие цены остановил
обвал мировых финансовых рынков и избыток подешевевшего продовольствия. В
2010-м, к сожалению, все обстоит наоборот. Спекулянты, два года назад
поднявшие цены на нефть до $147 за баррель, сегодня столь же увлеченно
вкладываются в фьючерсы на пшеницу; а об избытке продовольствия — на
фоне гуманитарной катастрофы в Пакистане — говорить не приходится. В
Украине ко всему этому добавляется собственная, локальная проблема-2010.
Дело в том, что в конце октября в стране должны состояться местные
выборы. Соответственно, власти до последнего будут пытаться сдержать
цены — вопреки логике и рыночным законам. Увы, опыт топливного
кризиса образца 2004-го или продовольственного кризиса 2008-го, а также
доброго десятка других кризисов, случившихся в Украине за последние 20
лет, показывает, что жесткое госрегулирование, как правило, приводит к
неоправданному дефициту. За которым следует скачок цен, опережающий даже
мировую динамику.
Молоко и молочные продукты: 30-40%
По
данным Минагрополитики, в июне–июле закупочная цена молока выросла на
20%, сухое молоко подорожало на 40%, оптовые цены на сливочное масло с
начала лета увеличились более чем на 60%. Причина — ажиотажный спрос на
молоко и молокопродукты со стороны крупных оптовиков и переработчиков,
опасающихся дефицита сырья зимой 2010–2011 гг.
В Украинском клубе
аграрного бизнеса (УКАБ) ожидают роста цен на молоко на 20–30% в
октябре–ноябре нынешнего года. По утверждению аналитиков УКАБ,
подорожание вызвано сокращением поголовья крупного рогатого скота,
неопределенностью с налогообложением производителей молочного сырья и
сезонным фактором.
Действительно, по данным Госкомстата, только в
первом полугодии 2010-го закупочные цены на молоко уже выросли на
четверть. В то же время производство молока сократилось на 3,3% год к
году — до 6,72 млн т. Одновременно под вопросом остается получение
сельхозпроизводителями льгот и дотаций — порядок налогообложения на 2011
год будет известен только после принятия (или отклонения) Налогового
кодекса, то есть не ранее сентября. И, наконец, корма. Резкое
подорожание сначала продуктовой, а затем и фуражной пшеницы еще не
отразилось на себестоимости молока, но случится это буквально со дня на
день.
Кроме перечисленных объективных факторов, на конечную
стоимость молока и молокопродуктов непременно повлияют ажиотажный спрос и
спекулятивная составляющая. Как правило, при росте цен более чем на
25–30% в месяц мало кто из переработчиков, оптовиков и конечных
реализаторов удерживается от соблазна заработать на дефиците. В итоге
с учетом того, что доля сырья во многих молочных продуктах превышает
половину стоимости, даже рост цен на 40% до конца года может оказаться
слишком оптимистичным прогнозом.
Мясо и мясопродукты: 20-35%
В
Минэкономики не исключают подорожания мяса: «Есть основания говорить о
том, что, возможно, в перспективе мясо подорожает… Еще неизвестно, что
будет с ценами на зерновые в сентябре–ноябре», — заявил в середине
августа заместитель министра экономики Михаил Русинский. На самом деле,
оценка ситуации министерством, мягко говоря, не адекватна ситуации. Сложившаяся
к осени 2010-го структура розничной стоимости мяса выглядит следующим
образом: около 40–50% составляет наценка производителей, посредников и
розницы; 30–40% приходится на корма, 5% — на энергоресурсы, 15% — на
зарплаты и другие производственные расходы. По состоянию на начало
сентября корма подорожали на 50%. Соответственно, к концу сентября —
началу ноября розничная стоимость мяса и мясопродуктов увеличится как
минимум на 15–20%. Реальное подорожание будет значительно большим: как
показывает опыт 2006–2008 гг., производители, перекупщики и розничные
торговцы увеличивают наценку пропорционально росту себестоимости.
Другими словами, к концу осени мясные продукты прибавят в цене от 20–25%
до 35%. Конечная стоимость будет зависеть от госрегулирования на
рынке зерновых. Если правительство введет квоты на импорт (по
предварительным данным — в объеме 2,5 млн т до конца 2010 года),
стоимость фуражной пшеницы останется на уровне 1350–1400 грн/т, мясо
подорожает на 20–25%. Если квотирования не будет, стоимость мяса
поднимется на 30–35% вслед за ростом цен на корма. Но в любом случае к
концу года мясо и мясопродукты будут стоить как минимум на четверть
дороже, чем в июне–июле 2010-го. Хлебобулочные, макаронные изделия: 20-35%
С
июня по август 2010-го средняя цена продовольственной пшеницы выросла
на 50%: с 1200–1250 до 1820–1850 грн/т, данные информационной компании
«ПроАгро». Речь идет о продовольственной пшенице третьего класса, из
которой в основном выпекается хлеб. «В себестоимости хлеба социальных
сортов около 30% приходится на муку, — говорит директор ПроАгро Николай
Верницкий. — Эти 30% сейчас подорожали на 600 грн на тонне, или на 50%.
Себестоимость хлеба, грубо говоря, выросла на 15%».
В теории,
ровно настолько же должны бы подорожать и «социальные» сорта хлеба —
формально государство регулирует лишь наценку хлебопекарен, которая не
должна превышать 15%. Но на практике власти имеют значительно большее
влияние на цены и ценообразование: начиная с дотирования отдельных
производителей и заканчивая квотированием экспорта. Кроме того, урожай
зерновых в Украине лишь на 7–10% меньше прошлогоднего (в большинстве
стран СНГ этот показатель составляет от -20% до -30% к 2009 году). С
учетом запасов 2009 года украинские производители хлеба, хлебобулочных и
макаронных изделий имеют больший простор для маневра, чем, к примеру,
коллеги из России или Казахстана.
По словам Николая Верницкого,
крупные производители социальных сортов хлеба — к примеру, такие как
«Київхліб», — могут рассчитывать на дотации из местных бюджетов. Кроме
того, помимо «социальных» сортов хлеба, многие хлебопекарни производят
коммерческие хлебобулочные и макаронные изделия, — эти
товаропроизводители могут компенсировать убытки от производства
социальных сортов за счет прибыли, полученной при производстве
коммерческой продукции, стоимость которой продолжает расти.
«Цены
на хлеб вырастут в любом случае, поскольку подорожает не только зерно,
но и газ, топливо, электроэнергия, — подводит итог Николай Верницкий. —
Правда, произойдет это скорее ближе к концу года, после местных выборов,
назначенных на 31 октября».
Водка: 6-15%
За первое
полугодие 2010-го выпуск водки в Украине упал на 18%, данные ассоциации
«Укрводка». Падение производства — в основном следствие значительного
повышения акцизов. До лета прошлого года водочники платили акциз в
размере 21,5 грн за 1 л стопроцентного спирта, но с июня 2009-го ставку
налога подняли более чем на треть — до 34 грн. Одновременно с этим рос в
цене и спирт. В итоге водка подорожала в рознице на 25–40% в
зависимости от производителя.
С января по июль 2010-го в Украине
было произведено около 25 млн дал ликеро-водочной продукции, в том числе
19 млн дал водки. За аналогичный период 2009-го производство
ликеро-водочной продукции и водки составило 30,5 и 23,2 млн дал
соответственно. Причем, по подсчетам экспертов, внутреннее потребление
упало значительно больше, чем производство, поскольку экспорт украинской
водки в первом полугодии продолжал расти: на 21% год к году увеличились
поставки за рубеж водки, на 16% — ликеро-водочной продукции в целом. «Повышение
акцизного налога, а также необоснованное подорожание спирта негативно
повлияли на производственную деятельность предприятий ликеро-водочной
отрасли, — говорит директор ассоциации «Укрводка» Иван Жолнер. — А
учитывая, что с 1 сентября ставка акцизного сбора повысится до 39,4 грн
за литр стопроцентного спирта, тенденция сокращения объемов производства
ликеро-водочной продукции будет сохраняться».
Увеличение акциза
на 5,4 грн приведет к подорожанию водки в рознице примерно на 2 грн:
самая дешевая «поллитра», которая сегодня стоит 18–20 грн, подымется в
цене до 20–22 грн. В целом, по прогнозу Украинской торгово-промышленной
конфедерации, подорожание в зависимости от вида продукции составит 1–3
грн на бутылке емкостью 0,5 л.
Подсолнечное масло: 5-15%
Рост
цен на пшеницу может спровоцировать эффект домино на рынке
сельхозпродукции», — говорится в последнем отчете индонезийской
ассоциации AmI, крупнейшего в Азии импортера зерновых. Аналитики
ассоциации опасаются, что на фоне рекордного роста цен на пшеницу,
подорожавшую до уровня августа 2008 года, ажиотажный спрос на
продовольственные фьючерсы поднимет цены на другие зерновые и масличные
культуры.
Отчасти опасения экспертов AmI уже воплотились в
реальность: вслед за пшеницей на мировых биржах начали дорожать рис,
кукуруза, ячмень, хмель и масличные культуры. Рост котировок фьючерсных
контрактов в свою очередь отразился на стоимости продовольствия на
локальных рынках. Так, несмотря на высокий урожай украинских семян
подсолнечника — 7,1–7,2 млн т против прошлогодних 7 млн т, — стоимость
этой масличной культуры приближается к 2,9–3 тыс. грн/т, хотя еще в июне
тонну семечек можно было купить по 2,5–2,6 грн. В некоторой степени
рост цен — следствие эффекта домино, однако на повышение сыграли и
объективные факторы. Основной из них — неурожай рапса в Канаде, Европе и
Украине и, как следствие, рост цен на все масличные культуры. Правда,
по сравнению с рапсом, стоимость которого в июле выросла с 2700 до 3500
грн/т (+30% за 30 дней), подсолнечник подорожал незначительно. Цена
тонны семян за последние полтора месяца увеличилась всего на 10–15%.
Однако
большинство экспертов считают, что к зиме рост цен на семена
подсолнечника может составить 30% по сравнению с летом 2010 года. Исходя
из этого и из доли сырья в розничной цене (50%), ценовой прогноз для
подсолнечного масла составляет +5% в краткосрочной перспективе и +15% —
до конца года.
|