Британский эксперт Джеймс Аллен анализирует решающие моменты Гран При Великобритании…
Джеймс Аллен: "Гран При Великобритании впервые прошел на реконструированном автодроме в Сильверстоуне, и гонка получилась весьма интересной. Мы видели любопытные тактические решения, принимавшиеся до и после старта, которые повлияли на исход Гран При.
Тактика команд, чьи гонщики показали первые десять результатов в квалификации, была предопределена правилами: в финальной сессии в субботу они использовали более быстрые мягкие шины, и должны были на них стартовать.
У всех остальных был выбор, но они тоже сделали ставку на мягкую резину, – за исключением Адриана Сутила и Тонио Лиуцци из Force India.
Они решили стартовать на жестких шинах, поскольку знали, что мягкая резина предпочтительнее, и хотели проехать большую часть дистанции именно на ней. Однако на их опыте мы увидели, как могут по ходу гонки развиваться тактические расклады, так что теперь вряд ли кто-то поспешит повторить их эксперимент.
Сутил и Лиуцци считали, что, располагая столь быстрой машиной, они стартуют не с тех позиций, с каких должны. Другими словами, команда думала, что Сутилу следовало бы находиться на стартовом поле перед Педро де ла Росой, а то и перед Рубенсом Баррикелло. Теоретически, если они останутся на трассе дольше соперников, то смогут обойти их во время пит-стопов, а затем во второй части гонки поставят более быструю мягкую резину, тогда как конкуренты должны будут перейти на жесткую.
Но, поскольку на первом отрезке машины несут максимальный груз топлива, уже не раз в этом сезоне мы видели, как во время начального отрезка шины непропорционально быстро изнашиваются, вне зависимости от их жесткости.
Самым ярким примером этого была Канада, где жесткая резина выдерживала не больше кругов, чем мягкая, – к ужасу гонщиков Red Bull и Роберта Кубицы.
В Сильверстоуне передняя левая шина заметно изнашивалась в случае с обоими типами шин, но жесткая резина при этом вообще работала не лучшим образом. Следовательно, глядя на то, с какими результатами проходили круги соперники Force India, инженеры команды понимали, что Сутил не сможет создать достаточный отрыв, даже если поедет на пит-стоп на пять или десять кругов позже.
Как раз наоборот: машины, на которых стояла мягкая резина, скорее всего, окажутся впереди Сутила. Поэтому команде пришлось отказаться от первоначального плана и пригласить немца в боксы на 15-м круге – примерно в это же время поменяли резину и его соперники.
Однако в этом случае Force India даже получала некое преимущество: Адриан мог проехать основную часть дистанции на более быстрых шинах. Когда на 29-м круге на трассе появился автомобиль безопасности, это означало, что после рестарта Сутил был быстрее многих гонщиков, ехавших перед ним, в том числе, быстрее Михаэля Шумахера. Буквально через круг Адриан сумел его обойти и занять 7-ю позицию.
Если план использовать жесткие шины в начале гонки не сработал, то гонщики, которые стартовали на мягкой резине, но смогли продержаться на трассе дольше соперников, отыграли несколько позиций: особенно отличились Дженсон Баттон и Нико Росберг.
Росберг боролся с Кубицей за третье место. Он также понимал, что, поскольку Renault его сдерживает, сзади возникает угроза со стороны Фернандо Алонсо. Испанец посетил боксы на 12-м круге, стараясь обойти обоих, но, к счастью для Росберга, Кубица провел пит-стоп на круг позже. Нико продержался на два круга дольше и смог опередить Роберта. Из-за этого Кубица оказался перед Алонсо, и их дуэль в итоге закончилась для Фернандо штрафом.
Еще более интересным был пример Баттона, неудачно выступившего в квалификации и стартовавшего только 14-м. После великолепного старта он пробился на 8-е место, на котором и находился до 21-го круга. За счет этого он смог опередить Шумахера и Баррикелло.
Но наиболее радикальной была тактика Нико Хюлкенберга. Он стартовал 13-м и проехал на мягких шинах 27 кругов. Это было слишком много, и шины к тому времени уже вконец износились. Ему не повезло: поменяй он резину на два круга позже, он бы отыграл намного больше позиций, ведь на 29-м круге на трассе появился автомобиль безопасности…"