По
данным Госкомстата, за III квартал 2010 года количество отечественных
абонентов мобильной связи сократилось на 209 тыс. — до 54,6 млн. На 1
октября 2010-го население Украины составляло 45,8 млн человек.
Пользователей
мобильной связи на 8 млн больше, чем украинцев, — из-за того, что один
человек, как правило, владеет двумя или тремя SIM-картами. Часть
операторов для улучшения показателей и доли на рынке считает
неиспользуемые в течение определенного периода «симки», как активные.
Киевстар
первым ужесточил методику подсчета. В прошлом году количество абонентов
оператора уменьшилось на 1,5 млн, из которых 500 тыс. за счет
технической корректировки. «Мы учитываем активных абонентов по
результатам их трехмесячной активности (если они в течение 90 дней
принесли доход компании — ред.). Это позволяет максимально точно
отображать в отчетности количество активных абонентов. Другие операторы
делают это по 6- и даже 12-месячной активности. Но для еще более
скрупулезного учета мы не считаем активными тех абонентов предоплаченной
связи, которые на протяжении последних трех месяцев использовали
SIM-карты только для получения информационных сообщений от оператора», —
рассказали в пресс-службе Киевстара.
По данным оператора «Астелит» (ТМ life:),
в III квартале 2010-го его абонентская база уменьшилась на 16% — до 9,8
млн, сократившись на 1,9 млн человек. Количество активных пользователей
за отчетный период упало на 1,7 млн — до 6,3 млн человек. «Данные
транзакции не приносили нам реального дохода, методика подсчета изменена
в связи с тем, что теперь компания нацелена на реалистичное отображении
абонентской базы», — рассказала Оксана Рудюк, начальник департамента
внешних и корпоративных связей life:). Пока компания исключает из
активной базы тех абонентов, которые не приносили оператору доход в
течение девяти месяцев.
МТС-Украина,
второй по величине оператор на рынке, не планирует менять методику
подсчета, в соответствии с которой абонент считается активным, если он в
течение полугода совершил платный звонок или пополнил счет. «Группа
компаний "МТС” ведет учет абонентов по этой методике, и она нас
устраивает», — рассказал генеральный директор МТС-Украина Андрей
Дубовсков.
Сотовые компании удаляют неактивных абонентов, чтобы
увеличить доход, генерируемый одним пользователем. ARPU будет расти при
меньшей базе абонентов, но тех же доходах. Это позволяет оператору
привлекательнее выглядеть в глазах инвесторов.
В то же время в
Украине есть люди, которые никогда не пользовались мобильной связью. По
данным пресс-службы Киевстара, в стране существует потенциал новых
подключений среди подрастающего поколения, а также пенсионеров в
сельской местности. «Данные о 120%-ном проникновении мобильной связи
значительно преувеличены, поскольку на рынке распространена практика
использования нескольких SIM-карт. Реальное проникновение, по нашим
оценкам, не превышает 75–80%», — подытожила Оксана Рудюк.
|