Block title |
Block content |
|
Главная » 2010 » Март » 20 » Томас Джонстоун Липтон
15:05 Томас Джонстоун Липтон |
Томас
Джонстоун Липтон родился 10 мая 1850 года в Шотландии, в городе Глазго.
В подвале их дома располагалась миниатюрная бакалейная лавка, в которой
8-летний Томас, помогая родителям, одновременно постигал уроки бизнеса.
Когда ему исполнилось десять лет, он начал работать помощником в
магазине и одновременно закройщиком рубашек на небольшой фабрике.
Следующий поворот в его судьбе, казалось, уводил далеко от бизнеса:
Липтон устроился юнгой на корабль, ходивший между Глазго и Белфастом.
Но на самом деле, это был поворотный пункт для него. Юноша начал
мечтать о дальних странствиях.
Зимой 1865 года,имея в кармане
всего восемь долларов, 14-летний Томас безбилетником сел на пароход,
отплывающий к берегам Америки. В США Липтон поначалу не смог найти себе
подходящего занятия. Он отправился на табачные плантации Вирджинии,
затем на рисовые плантации Южной Каролины, колесил по всей стране,
принимаясь за любую черную и малооплачиваемую работу. Повезло ему лишь
спустя четыре года, когда он стал клерком в одном из преуспевающих
бакалейных магазинов Нью-Йорка. Именно в это время Липтон прошел школу,
которая позволила ему в дальнейшем сформулировать основные принципы
своего бизнеса: грамотную систему продаж и нестандартные рекламные
приемы, обеспечившие успех его бакалейным магазинам и знаменитому
чайному брэнду. Особенно привлек Липтона девиз американских
бизнесменов: «In God we trust, all others pay cash» («В Бога мы верим,
а за все остальное платим наличными»).
Весной
1869 года 21-летний Томас Липтон возвращается домой. Еще через два года
с капиталом в 180 фунтов новоиспеченный бизнесмен открывает свою первую
бакалейную лавку в Глазго. В самом начале ему приходилось совмещать
обязанности закупщика, кассира, посыльного, управляющего и продавца.
Он
закупал продукцию непосредственно у производителей, чтобы миновать
посредников. Сам привозил в тележке товар с причала, сам доставлял
покупки клиентам, лично наносил визиты поставщикам. Но параллельно со
всеми этими делами он постоянно думал о том, как привлечь покупателей,
чтобы, один раз посетив его магазин, они становились его постоянными
клиентами.
Развитие торговли привело к тому, что в 25 лет Липтон
уже владел двадцатью магазинами на западе Шотландии. Он сделал ставку
на привлечение массового покупателя, упорно искал фермеров и оптовиков,
готовых отпускать самые дешевые товары. И все это время грезил о том,
чтобы провести масштабную рекламную кампанию, средств на которую у
фирмы не было.
Липтон был вынужден целиком полагаться на свою
фантазию и изобретательность. Витрины его магазинов были разрисованы
забавными картинками, продукты были разложены в виде затейливых
композиций. Для необычного украшения магазина специально был нанят
карикатурист Уилли Локхарт. Он рисовал забавные постеры, которые
менялись каждую неделю, привлекая в магазин любопытную толпу. Такой
многосторонний подход не мог остаться незамеченным — в итоге днем и
ночью у магазинов Липтона толпились люди.
Постепенно рекламные
акции фирмы стали затрагивать все более широкую общественность.
Специально к Рождеству 1881 года Липтон заказал в Америке самый большой
в мире круг сыра. Жители Глазго выстроились в очередь, чтобы
попробовать кусочек, и весь сыр был распродан за два часа. Рекламные
акции Томаса Липтона всегда были на редкость оригинальны. Он не
создавал поводов для рекламирования, а старался увидеть их в любой
возможности. Как-то раз Липтону пришлось сопровождать груз чая по
Красному морю. Перегруженный корабль вдруг начал тонуть. Чтобы спасти
судно, матросы стали выбрасывать тюки с товаром за борт. «Подождите!» —
крикнул хозяин компании, схватил красную краску и начал быстро что-то
писать на тюках. Через несколько минут волны прибили к берегу тюки с
ярко-красными надписями: «Пейте чай Липтон!».
В
1901 году Липтон построил яхту, которая на протяжении многих лет
участвовала в гонках на Кубок Америки и так ни разу не победила. Липтон
даже завоевал титул «самого почетного аутсайдера». Но уже от стремления
к победе был определенный успех-коммерческий. Сражения за Кубок Америки
были, в первую очередь, акцией, направленной на продвижение торговой
марки Lipton в Америке.
В 35 лет Томас Липтон купил
продовольственные склады в Чикаго и фабрику по упаковке продуктов. К
этому времени его разветвленная торговая сеть, охватывала не только
Великобританию, но и другие страны Европы. Чуть позже к ним прибавилось
еще и несколько магазинов в разных штатах Америки.
Миллиона
фунтов стерлингов доходы предприимчивого бизнесмена достигли к 1890
году. Казалось бы, наконец-то можно отдохнуть,воплотив в жизнь детскую
мечту — дальние морские путешествия. Но Липтон отказался от морских
странствий и начал осваивать чайный бизнес. Время для старта было
выбрано вовсе не случайно. На тот момент кофе (единственный напиток,
способный составить конкуренцию чаю) был в большом дефиците. Причина
тому — губительная болезнь, поразившая кофейные деревья на Цейлоне.
Большая их часть пошла с молотка, была вырублена и заменена чайными
кустами. Смекалистый Липтон воспользовался неслыханной дешевизной
сельскохозяйственных угодий на острове. Чтобы не посвящать в свои дела
конкурентов, он заявил, что отправляется открывать магазины в
Австралии, а сам тайно приехал на Цейлон, где приобрел 5500 акров
чайных плантаций.
Чайный рынок Томас Липтон завоевывал по всем
правилам маркетинга и логистики: наладил бесперебойные поставки товара
в Англию, много внимания уделял складским и упаковочным службам. Его
плантации превратились в полигон для испытания технических новшеств.
Например, чтобы облегчить доставку чайного листа с плантации к месту
переработки, Липтон придумал канатные линии, по которым
транспортировались корзины. Но самым большим вкладом Липтона в развитие
бакалейной торговли стало то, что он первым решил продавать чай не по
весу, а в небольших коробках.
Это решение позволило продавать
товар мелкой розницей по доступным ценам. И чаепития стали в Европе и
США еще популярнее, чем прежде. Главный покупатель Липтона — средний
класс — это публика, с которой он умел общаться. У него появился даже
собственный флот: сначала парусники, способные развивать огромную по
тем временам скорость (клиперы), а затем и более вместительные и менее
зависимые от погоды пароходы с усовершенствованными машинами. Кстати,
гонки клиперов, нагруженных чаем, немало способствовали
научно-техническому прогрессу. Стремясь быстрее доставить чай в Европу,
Липтон и его помощники платили немалые деньги инженерам и
конструкторам. Те создали идеальные с аэро- и гидродинамической точки
зрения пропорции судна, придумали новые конструкционные материалы
корпуса.
«Прямо
с плантации — в чашку» — гласил один из первых слоганов, придуманных
самим Липтоном. Он красовался на плакатах, расклеенных во всех
британских поездах и автобусах, и подтверждался тем, что разгрузка чая
в британских гаванях превращалась в настоящее шоу. Ящики с товаром
сопровождал сингалезский оркестр, колоритные участники которого плясали
и играли на экзотических инструментах. Цель, которую поставил перед
собой Липтон, была такой: чай должен быть доступным по цене и при этом
хорошего качества. Для этого ему пришлось бороться не только с
издержками, повышающими себестоимость товара, но и с некоторыми
предрассудками.
В то время в обществе ходили слухи, что торговцы
увеличивают вес и снижают цену на чай, добавляя… овечий помет. Чтобы
изменить общественное мнение, пришлось нанять лучших блендеров —
специалистов, составляющих чайную смесь. Они должны были учесть все
нюансы, даже такие, как жесткость воды, которая используется для
заварки.
В числе достижений Липтона — создание для пакетов с его
чаем узнаваемой упаковки. Он не ошибся: чай, упакованный в аккуратные
пачки с изображением сингалезской красавицы с корзиной на голове, стал
своеобразным символом эпохи, а сам Липтон превратился в непременный
атрибут масс-культуры своего времени. Он был героем карикатур, скетчей
и мюзик-холльных антреприз. В рисованно-карикатурном виде попадал и на
обложки газет, причем даже чаще, чем в своем настоящем облике.
Важным
новшеством Липтона было то, что именно липтоновский чай стал впервые в
мире продаваться в одноразовых пакетиках. Идею разовой заварки в
бумажном пакетике придумал американец Том Салливан, но именно Липтон в
начале 20 века внедрил ее в производство.
В числе поклонниц
отличного вкуса чая Lipton были не только простые смертные, но и сама
королева Виктория. Она сочла, что Томас Липтон способствовал
формированию «английского стиля жизни» и что вклад его достоин титула
сэра. В 1897 году Томас Липтон был посвящен в рыцари. В 1898 году фирма
акционировалась. Председателем правления стал сам Липтон. Высокий спрос
на акции принес ему более 2 млн.фунтов стерлингов.
С самого
начала продаж на рынок были предложены три сорта чая Lipton. Лучший из
них назывался Quality-1 — он продавался в желтой упаковке с красной
эмблемой Lipton. Сейчас этот сорт известен всему миру как Lipton Yellow
Label.
В
1972 году, задолго после смерти Липтона, англо-голландский концерн
Unilever купил все компании, составлявшие некогда чайную империю Томаса
Липтона. А несколько лет назад концерн вложил в кампанию по обновлению
имиджа брэнда Lipton около $100 млн. Поставив целью успешно
конкурировать с другими производителями безалкогольных напитков
(например, такими как Coca-Cola), Unilever сделал ставку на полезные
свойства чая. Однако на этом реформирование торговой марки Lipton не
закончилось: чайное подразделение Unilever изменило дизайн упаковки.
Впервые за 100 лет с коробок и пакетиков исчезло упоминание о сэре
Томасе Липтоне. Объяснялось это устареванием брэнда, которому угрожала
опасность стать напитком бабушек в условиях мощной конкуренции со
стороны современных торговых марок. Но этого не произошло. Брэнд Lipton
устоял, и сейчас чай в традиционных желтых коробках остается одним из
самых узнаваемых продуктов.
Сэр Томас Джонстоун Липтон умер 2
октября 1931 года в Лондоне. Своим почитателям и любителям знаменитого
чая он оставил огромную чайную империю с подразделениями в разных
странах. Известный чаеторговец не оставил наследников - его личное
состояние, оцененное в 1931 году в несколько миллионов фунтов
стерлингов, пошло на благотворительные цели. Созданная им бессмертная
торговая марка не просто существует, а процветает и по наши дни.
|
Категория: Интересное |
Просмотров: 418 |
Добавил: Deman
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Топ 10 игр |
<1 gear of war>
<2 call of duty>
<3 need for speed>
|
Статистика |
Онлайн всего: 63 Гостей: 63 Пользователей: 0 |
|