-Ага, понял. Ну, мам, через часик. Ну, последняя гонка. Ма, ну ма. Спасибо… Здравствуйте,
дорогие друзья. С вами очередной в очередной раз я и мой первый
взаправдашний Wall of Text (а может, и нет). Сегодня, я надеюсь,
возрадуются все поклонники автосимуляторов, ведь сегодня вы сможете
прочитать историю серии Gran Turismo. Справка: это серия – аркадные автосимуляторы, которые разрабатывает Polyphony Digital, эксклюзивно для консолей семейства PlayStation от Sony. Вы же понимаете, что никакой предыстории здесь быть не может, потому сразу перейдем к играм, их описанию и оценкам. Gran Turismo Первая часть этой знаменитой серии, выпущенная в 1997. Команда, тогда называемая Polys Entrateiment (позже сменившей название на Polyphony Digital),
сделала игру, опережающую свое время (как и все игры серии) года эдак
на четыре. Уже тогда в игре было более 250(!) автомобилей, 11 треков – и
все для первой PlayStation. И при этом игра умудрялась выдавать
сногсшибательную графику. Стоит заметить, что все 11 трасс были
вымышленные, но при этом казалось, что это реально существующие
оцифрованные локации. Отдельно стоит замолвить словечко и за
количество, и за качество присутствующих автомобилей. В игре их, как уже
было сказано, было представлено 250 автомобилей от, не знаю,
поддержанной «японки» до, например, Chevrolet Camaro SS Race Car. Gran Turismo снискала любовь критиков, оценки ниже 8,5 просто не было. А вот и сами оценки: GamePro: 5/5 GameSpot: 8.6/10 IGN: 9,5/10 Official PlayStation Magazine US: 5/5(а что ж они ещё поставят своему главному, на тот момент, эксклюзиву) На
сайте GameRankings общий рейтинг составляет 94,7%, что, как понимаете,
совсем неплохо, даже отлично. Кроме того, стоит сказать о чрезвычайно
высоких продажах игры. На июнь 2009 года было продано 10.85 миллионов
копий игры. Не всякий сегодняшний хит может похвастать такими продажами. Далее по списку идет сиквел - Gran Turismo 2,
которого не пришлось долго ждать. Всего 2 года прошло с момента выхода,
а машин уже 650 (почти втрое больше), трасс - 27. Но обо всем по
порядку. На выбор нам дается два режима игры: аркада и симулятор. Аркада
представляет эдакую быструю гонку. Выбор курса, машины. Жаль, что
соперников выбрать нельзя. А
вот второй режим куда более интересен. Симулятор представляет собой
карьеру. Карьера совершенно не банальна. Вначале вам дается 10000
кредитов (внутриигровой валюты) и…все. С этого момента подачки разрабов
заканчиваются и Вам, придется подниматься по импровизированной карьерной
лестнице в одиночку. Машину, какую-никакую вы, может, и купили, но
стоит зайти в один из чемпионатов, как игра потребует буковку «B»(или
«А» когда как). Так вот, знайте это гоночная лицензия. И для того, чтобы
участвовать в чемпионате, Вам придется сдать серию тестов на умение
владеть автомобилем в гоночных условиях. Водители - не обольщайтесь, это
не автошкола и сдать тесты здесь не так просто, как на дороге. Ну, азы я
вам рассказал, что делать дальше и как распоряжаться выигрышами -
исключительно ваша забота. Теперь об автомобилях. Их здесь 650,
причем впервые в серии появились раллийные автомобили. Раллийную
модификацию имела даже Nissan Micra. В принципе, формула составления
списка автомобилей остается неизменной: от поддержанных «японок» до
топовых гоночных суперкаров. В дальнейшем к этой теме больше не
вернемся. Ну
а что же могли сказать критики? Например «Е-мае, сколько тут машин» или
«Тут ралли. ААААААА», так что на сайте Metacritic рейтинг игры
составлял 93%. Всю статистику подпортила GameSpot…опять. Чтоб не быть
голословным – вот вам некоторые оценки: GamePro: 4.5/5 GameSpot: 8.5/10 IGN: 9,8/10 Official PlayStation Magazine US: 5/5 Должен
сказать, что при всем своем великолепии, сиквел продался несколько хуже
оригинала. На полки магазинов, а затем и на полки игроков попало 9.37
миллионов копий. Было понятно, что Gran Turismo 2 выдала всю мощь первой PlayStation, и вывод новой консоли был не за горами. На этих основаниях Sony поручила Polyphony Digital сделать новую Gran Turismo аккурат к выводу PlayStation 2. С этим заданием компания разработчиков справилась на 5 с плюсом.
Спираль Gran Turismo зашла на новый виток с выходом PlayStation 2. С этого момента начинается, так сказать, эпоха в жанре консольных автосимов. Даже знаменитая Forza на Xbox
вдохновлялась именно 3 и 4 частью, не побоюсь этого слова, великого
«плэйстэйшнского» сериала. Поэтому вашему вниманию предоставляется Gran Turismo 3 A-Spec С
переходом на новый движок немного изменилось количество машин – их
стало в четыре раза меньше. Теперь количество транспортных средств
составляло 150 экземпляров, а все из-за того, что на ретекстурирование
машин требовался иногда целый месяц! Критики как всегда теплы и
даже GameSpot не смогла, да и не надо было, подпортить безупречную
статистику. Если вам не нравятся сухие цифры, дальше не смотрите: Eurogamer: 10/10 GamePro: 5/5 GameSpot: 9,4/10 GameSpy: 4.5/5 IGN: 9,8/10 Official PlayStation Magazine US: 5/5 Полной переработке подверглась в игре не только графика, но и режим Simulation, который нынче именуется гордо - Gran Turismo Mode.
Переработка заключалась в том, что теперь присутствовали несколько
видов гонок – как простые, по 3 круга, так и многочасовые заезды.
Примечательно, что в этих самих многочасовых заездах можно было выиграть
болиды Формулы-1, но они назывались Polyphony 001 и 002. Так же за
каждые 25% прохождения давалась бонусная машина, зачастую эти самые
автомобили нельзя было купить в магазинах. Магазины теперь делились по
принадлежности к стране, и такая система существует и сегодня. И да, эта
часть серии самая продаваемая – 14.49 миллионов дисков было
реализовано. Далее по списку… думаете, Gran Turismo 4? Ан-нет. Мало кто знает о такой игре, как Gran Turismo: Concept, и именно о ней пойдет моя речь на ближайшие….абзацы. Именно с этой части Polyphony Digital начала выпускать платные демоверсии (кощунство, но ничего не поделаешь). Выход первой части этой мини-серии был приурочен к Автосалону в Токио. Gran Turismo Tokyo 2001
- именно так звучало название игры. К сожалению, информации о игре не
так уж и много. Известно только, что в игре присутствовали концепты,
представленные на Токийском Автосалоне в 2001 году, включая Nissan GT-R Concept 01.
Игру демонстрировали там же, на автосалоне. Игра настолько понравилась
публике, что издательство решило выпустить концепт-версию на дисках.
Увидев, что в итоге игра разошлась 400.000 тиражом (и это демо-версия!),
Polyphony Digital перевыпустила данный концепт ещё 2 раза. В 2002 году в Южной Корее официально запускали PlayStation 2, и, учитывая успех прошлой «автосалонской» версии, издательство Sony решило подождать до Сеульского автосалона.
Соответственно, в игре присутствовали все концепты с Кореи + все
автомобили с Tokyo 2001. Таким образом, в игре имелось 2 довольно
крупных набора автомобилей. А главным же подкупом являлось то, что в
игре впервые появился южнокорейский производитель Hyndai. 90.000
экземпляров было продано в Корее. Неплохо, но это не конец эпопеи с
концепт-дисками. Sony
смекнули, что напали на золотую жилу, и решили подготовить новую версию
аккурат к Женевскому автосалону. Что это значит? Конечно, новая игра,
новые автомобили и новая прибыль для разработчиков и издателя. От Токио
2001 данная версия отличалась сеульськими концептами и 30 новыми
средствами передвижения с Женевского автосалона. В общем и целом,
европейская публика по достоинству оценила возможность прокатится на
автомобилях, которые они могли только увидеть и пощупать на выставке. 1
миллион копий 2002 Tokyo-Geneva успешно очутился на полках игроков. С этого-то момента хитрые Polyphony Digital и Sony поняли, что и на демо-версиях можно неплохо заработать. Поэтому по хронологии перед Gran Turismo 4 вышла ещё и Gran Turismo 4: Prologue. Расширенная
и платная демоверсия привлекла помимо фанатов первых трех частей, новую
аудиторию, тем самым заработав больше денег. 70 машин и 5 трасс, таких
как Tsukuba Circuit, New York, Grand Canyon, Fuji Speedway и Citta di Aria
сделали свое дело. Они сделали так, что буквально у всех, кто ожидал 4
часть, слюни лились сплошным потоком - настолько они были поражены
графикой, автомобилями да и игровым процессом как таковым. Ну
а в 2004 году, после всяких концептов и «Пролога» наконец выходит то,
ради чего, собственно, делались эти демо-версии. Ради, уже любимой,
гоночной игры с «четверкой» во лбу. Если в двух словах, то четвертая
часть стала совершенней, краше, да и лучше по всем параметрам, чем ее
предшественница. А если в трех словах, то слушайте… ээээм,… то есть,
читайте. Уже по традиции режимы Arcade и Gran Turismo прочно уперлись в
основною концепцию и, наверное уже ничто (или никто) не сможет пошатнуть
их место в основном составе. Если режим аркады это все та же быстрая
гонка, то режим Gran Turismo..всё та же карьера, но с некими
дополнениями. В первую очередь, это возможность транспортировать
сохранения из третьей части и недавнего «Пролога». В первом случае вам
дадут до ста тысяч кредитов, что существенно вам поможет в начале
карьеры. Во втором же вам не надо проходить лицензии National A и B, они
экспортом перейдут прямо из «Пролога». Разработчики также обещали
полноценный мультиплеер, н ближе к релизу вырезали его, пообещав, что он
выйдет в следующей игре. Кстати о лицензиях. Их всего 5: National A, National B, International A. International B и Special.
В принципе, это все набор тестов. Описывать каждый из них не имеет
смысла, да и продлилось бы это на «многа, многа букаф». Отличается от
всех только «Специальная лицензия» и, так называемые Coffee Break. Первая
дает только гоночные автомобили и только для прохождения на скорость
одного круга трассы, будь то Цукуба или знаменитый «зелёный ад»
Нордшляйфе. Второй дает возможность расслабится и спокойно проехать в
или между конусами на дороге. Еще одна новинка - режим - B-Spec.
В данном режиме машиной управляете не вы а AI, что существенно помогает
во многочасовых гонках (например 24 часа Ле-Мана). И чем больше вы
даете вашему компьютерному напарнику свободы (ну, или практики) - тем
лучше он ездит. Хотя на самом деле это просто красивые слова. Из новых режимов стоит отметить также «Водительские миссии» и «Фото-режим».
В миссиях (как это обычно бывает) нужно выполнять задания. Причем их
всего 4 вида. Обгон соперников на определенном участке трассы, обгон 5
соперников за 3 круга, использование техники слипстрим на огромной
круговой трассе и обгон соперников на сильно превосходящей машине за 1
круг. В другом режиме, «Фото», вы просто сможете сфоткать свой автомобиль в различных уголках планеты. Как обычно, игру оценили по достоинству, хотя некоторые оценки отличными не были: 1UP.com: A Edge: 7/10 Eurogamer: 8/10 GamePro: 4,5/5 GameSpot: 8,9/10 IGN: 9,5/10 Official PlayStation Magazine US: 5/5 Страна Игр: 9,5/10 Продажи
игры были несколько хуже, чем тот же показатель у третьей части. Но,
несмотря на это, в финансовых отчётах компании Sony цифра больше чем 10
миллионов фигурировала три раза. Всего же продалось чуть более 10,98
миллионов копий. А вот и следующая игра, широко известная в узких кругах как Gran Turismo 4 Online Test Version.
К сожалению, об этой версии мало что известно, а официальный сайт на
японском (увы и ах, с ним у меня не особенно хорошо). Но некоторые
сведения все же есть. Онлайн-версия была выслана всего лишь 5000 игрокам
из Японии и Южной Кореи. Онлайн-сервисы тестировались три месяца летом
2006 года, и включали они в себя только чат, несколько трасс и пару
режимов. На этом эпоха Gran Turismo на PlayStation 2 закончилась, но с выводом новой консоли у разработчиков появились новые возможности, которые были продемонстрированы уже на E3 2006. Gran Turismo 5? Нет. Prologue? Снова нет. Третья попытка…. Не знаете? Ну ладно, скажу - это Gran Turismo HD или Visual Gran Turismo (на E3 2006). Первая игра, так называемого «третьего» поколения, по сути является очень, очень ранним билдом Gran Turismo 5. В игре присутствовали десять автомобилей это: 1995
Suzuki Cappucino, 1989 Mazda Eunos Roadster, 2004 Honda Integra TYPE R,
1996 Mitsubishi Lancer Evolution IV GSR, 2006 Infiniti G35 Coupe, 2005
Mitsubishi Lancer Evolution IX GSR, 2005 Lotus Elise 111R, 1994 Nissan
SKYLINE GT-R Vspec II, 1995 Toyota Celica GT-FOUR Rally Car, 2006
Ferrari 599. Эти машины открывались по мере прохождения режима Time Trial на одной единственной трассе - Eiger Nordwand. То есть, сначала вам доступен только Suzuki Cappucino и вы бьете рекорд трассы на этом автомобиле. Затем открывается Mazda Eunos Roadster, ну и так далее. В итоге, когда открыты все 10 машин, открывается режим Drift Trial, думаю, можно догадаться, что там надо делать. Наконец, Sony договорилась насчёт лицензии Ferrari, случилось это благодаря контракту между Polyphony Digital и компанией Ferrari S.p.A. Следуя условиям контракта, в игру будут перенесены автомобили 599 GTB Fiorano и F430, а затем и другие авто знаменитой итальянской «конюшни». И
уже по доброй (а может и не очень) традиции, перед выходом основной
игры все рубятся в «Пролог» к пятой части. Данную же версию показали на Е3 2007
и уже через погода она лежала на прилавках дисковых магазинов Японии.
До Европы и Америки «Пролог» добрался в феврале 2008. Мало кто тогда
знал, что в демо-версию придется играть два с лишним года, но об этом
потом. Gran Turismo 5 Prologue представляла если не демо, то бета-версию игры точно, тестировался впервые появившийся онлайн-режим,
с гонками по 16 человек, а так же более корректная физика автомобиля.
70 машин и 6 трасс, нормальной набор для демо-версии. Если б все так
делали… Следующей идет самая невразумительная часть игры - Gran Turismo PSP. Вместо исследования (как бы громко это не звучало) игрового мира нам предстояло выполнять водительские миссии (прям как в GT4). Фанатам игры это не понравилось, мол, раз уж назвали Gran Turismo, то и подавайте нам Gran Turismo.
Кстати, по поводу названия Ямаучи-сан, на определенном участке
разработки предлагал другие названия типа Portable, Mobile и так далее,
но он решил оставить название Gran Turismo, чтобы, цитирую: «народ понял, что это полноценный Gran Turismo». Если смотреть от времени официального анонса в 2004 это, наверное, самый долгий долгострой на портативной консоли от Sony. Изначально GT PSP должна была выйти в апреле, но в результате многочисленных переносов и задержек, игра вышла осенью 2009 года (прям Alan Wake какой-то от мира гонок), мотивируя это тем, что втиснуть такую игру в размер диска UMD довольно проблематично. Версия для PSP
в очередной раз поставила рекорд на количество автомобилей в игре.
Восемь сотен экземпляров самых разных автомобилей, начиная от Honda и
заканчивая Lambordghini или Bugatti (между прочим, впервые появившиеся в
этой игре), вместились в размер 1 гигабайт, и при этом выдавала 60 FPS.
В общем, не зря они ее пять лет мучили. На одной выставке E3, в одном из интервью (звучит как сказка, правда?), разработчики поведали, что все трассы для GT PSP были взяты из Gran Turismo 4 и Tourist Trophy напрямую, то есть переносом, разработкой новых трас в Sony не занимались. На этом заимствования из частей из серии не были завершены. Polyphony Digital немножко поэкспериментировали над физическим движком Gran Turismo 5: Prologue и перенесли его прямиком в PSP-версию. Пошел уже тринадцатый год серии, и до сих пор не было известно, когда же выйдет Gran Turismo 5.
На момент начала года нам говорили, что игра готова на 90% и выйдет в
марте, через месяц нам сказали, что игра готова на 90% и выйдет «где-то в
2010-м», в августе нам сказали, что игра готова на…..90%, но была уже
известна дата выхода игры - 2 ноября. Наверное, у всех фанатов серии был
разорван в клочья календарь, и был оставлен один квадратик, 2 ноября
(домыслы, конечно, но думаю, что близко к истине). То, что Gran Turismo 5
создается, было известно уже перед выходом 4 части, но официально анонс
произошел только на Е3 2006, где была показана уже знакомая вам по
этому посту Visual Gran Turismo, или Gran Turismo HD, которая позже
стала доступна для бесплатного скачивания. В следующем году нам показали
«Пролог», но все это вы уже знаете. Не
подкачала (впрочем, как обычно) и детализация автомобилей, коих в 5
части нам обещают более тысячи из самих различных уголков мира, причем
восемьсот из них будут портированы из других частей, со «слегка»
улучшенной графикой, но даже со «слегка» улучшенной графикой автомобили
выглядят как настоящие. Был даже такой тест: отличите ли вы игру от
реальности? В тесте давали десять картинок – 5 скриншотов и пять
фотоснимков. Нужно было отметить, что автомобили из реальной жизни были
фактически неотличимы от игровых, и многие часто ошибались. Кроме того,
известно, что у всех машин будет собственный индивидуальный салон. Sony
не поскупилась на лицензии для своего любимого детища, которого она,
можно сказать, с пеленок вырастила. Учитывая лицензию WRC, можно
надеяться, что ралли не станет просто довеском к игре, как это было в
четвертой части, а полноценным игровым режимом. Ну и наконец то, что лично для меня стало неожиданностью - NASCAR будет в Gran Turismo 5.
Если я все правильно правильно понимаю, то можно будет намотать 400
кругов на Индианаполисе, сидя в Chevrolet Monte Carlo. Если это будет
так, то можно смело заключать, что столь любимые (и тихо проклинаемые)
гонки на выносливость будут, но повторюсь, это только мое предположение. Ну и напоследок парочка обоев для рабочего стола.
|