В любимой мною в детстве передаче Dendy: Новая Реальность, Сергей Супонев как-то произнёс такие стихи: "Хоть Петя я, хоть Ваня я, отправлюсь в Кастельванию". Это феерический поток букв произнёс ведущий на федеральном канале. В прайм-тайм – его смотрело пол-страны. Я этот поток даже вырезал для потомков и прикрутил к подкасту Чиптюн
– настолько он мне понравился. В 1990-х вообще много смешного
происходило, помимо индустрии развлечений, но его слова запомнились и
поэтому первую игру для dendy, которую я купил на свои деньги, я тоже
запомню. Как вы уже догадались это была конечно Кастель... Starforce. "Звездная
сила" это была, кастельвания была слишком дорогая. Шутка ли – почти 120
тысяч рублей, в то время как обычные картриджи стоили по 90 тысяч (для
наших маленьких читателей поясню, что это происходило до деноминации
1997-го года, поэтому, чтобы не схватить инфаркт раньше времени, следует
отбрасывать три нолика в конце и мысленно креститься). Этих денег игра
стоила. В Кастльванию я поиграл только у знакомых – их
родители были как-то подвязаны в полукриминальном бизнесе, поэтому у
детей было всё самое лучшее – денди, фирменные картриджи, рок-н-ролл,
etc. Счастливая пора детства у них завершилась тоже довольно быстро –
шальные деньги закончились и с картриджей для денди дети перешли на
крупы мелкого помола. Вполне типичная для 90-х история, кстати. В
любом случае, игрушка мне еще тогда показалась довольно сложной –
конечно, если брать в расчет сложность игр на денди, как таковую – ведь я
был закалённый в боях любитель видеоигр и даже один раз дошел в
Battletoads до последнего уровня, поэтому мне казалось что моё
"задротство" уж точно переплюнет "задротство" создателей игры. Тогда
я еще не знал, что в японской игровой механике, если игра чересчур
лёгкая, значит она не окупится. Вот так всё просто, игрок должен
страдать и натирать кровавые мозоли, растирая по разгоряченному
ругательствами лицу горькие слёзы. А вы думали Omega Weapon в Final
Fantasy VII так просто, для галочки прикручен? Нет, это японская игровая
традиция – игрок обязан задолбатся, ведь, как писал Виктор Олегович:
"если нет челенджа, то нет и месседжа". Поэтому в
Кастльванию играть можно было максимум часа три, охреневая от того, что в
общем-то простенькая игра, требует от игрока всё больше усилий. Я
честно не знаю ни одного человека, который бы её прошёл, не спорю, может
быть такие люди и были, но не среди моих знакомых точно. Этот принцип – из лёгкости ко всё большей сложности в полной мере остался в Castlevania: Lords of Shadow. Только тут он поставлен с ног на голову. Игра начинается как сверхсложное не пойми что, за жизнь буквально НЕОБХОДИМО боротся до последней капли крови, а драку с боссами воспринимать как личный вызов. Зато
потом, когда нам дают две разные магии и кучу спецприёмов, понимаешь,
что не очень-то оно и сложно, трудновато конечно, но вполне по силам.
Главное не сломать геймпад в припадке ярости. А сделать это
легче простого – тут прикрутили идиотскую по сути и содержанию систему
Quick Time Event. То бишь, пока ты срочно и быстро не нажмёшь кнопочку,
персонажу наступает полный кирдык со смещением. И ладно бы
кнопочки – в конце-концов у всех пальцы разные, а мне, так например,
даже турбоджойстик не нужен – привычен, но вот система "нажми кнопочку в
определенный момент" заставляет белеть, матерится и бежать за берданкой
– впервые в жизни хочется расстрелять разработчиков. Не поймите
направильно, такую систему мы видели не в одной игре, но именно тут, в
новой Кастлевании, она сделана так, что этот "определенный момент"
похоже, каждый раз разный и зависит от положения звёзд на небе и
температуры окружающей среды. Особенно остро это
воспринимаешь, когда ты только-только на излёте жизненной энергии
замочил очередного мини-босса, тяжело дыша подошёл добить и...
промахнулся с QTE. Его придется бить заново. С самого начала. Нет,
я не преувеличиваю, именно так всё и обстоит при игре на Easy. В другие
игровые режимы я даже не совался, да и честно говоря, не особо хочется.
Всё-таки из задротов на картинке, я теперь тот, что справа. Касаемо всего остального, можно сказать намного проще, не растекаясь мысью по древу: это просто LEGEN-wait-for-it-DARY. Проработка
деталей в игре просто потрясающая, а графику (пусть и с прикрученной
камерой, которую нельзя вращать), хочется видеть снова и снова. Оно в
общем-то неудивительно для Kojima Productions, если не знать, что игру
делали совсем даже не они – доблестный Коджима занимался лишь
продюссированием и с шуршанием отслюнявливал бабло от внушительной пачки
купюр. Инвестиции, разумеется, помогли – это чуть ли не
первая трёхмерная Castlevania, которая сделана качественно – начиная от
сюжета (который еще пару раз удивит) и заканчивая эпическими битвами –
когда на экране происходит такой eye porn, что просто диву даешься. Разумеется,
ничего нового в игре нет, геймплей, так вообще под копирку сворован с
God of War, боссы – почти прямая калька с Shadow of Colossus, но это вас
как раз пугать не должно – во всём остальном игра чудо как хороша. Кодзиме
удается делать то, что ему удается лучше всего – взять всё самое клёвое
от других игр и фильмов, скомпоновать в одно и выдать в итоге
играбельный продукт. Такое под силу не каждому. В общем, рекомендую.
|