Франция внезапно напала на Россию в 1240-м году. Что делать – жечь Москву или грузить старые сейвы? Цивилизация V
традиционно напоминает плохой ответ на уроке истории – то Ацтеки на юге
поджимают, то Наполеон хвастается атомной бомбой. Учителя в обмороке,
стратеги в экстазе. Хотя сначала тряслись и фанаты, ведь изменений в
игре столько, что серию опозорить – как два хода сделать. Но, спустя
каких-то 12 часов игры, уже предыдущая, четвертая часть кажется
малозначительным дополнением.Итак, самой глобальной стратегии успех принесли именно мелочи.
Удобный интерфейс, красивый туман... то есть - облака войны; начинаешь
жалеть, что все это появилось только сейчас.
Другое дело – отказ от
старых идей, ведь кое-что попросту исчезло – за ненадобностью. К чему
правителям возня с налогами или шпионами? Лишние хлопоты! Зачем нужны
ролики о строительстве чудес света? Посмотрите картинку и цитату из
Библии – и стройте себе дальше. Не дрогнула рука создателя, даже когда
он вышвырнул часть великих лидеров – зато оставшиеся беседуют с вами,
как подобает, на родных языках. Правда, мы пожалели, что выбрали Россию –
за две тысячи с лишним лет так и не услышали родную речь.
Кстати, мы
прошли весь путь от скромной деревушки до огромной империи, границы
которой охраняли огромные боевые роботы – но правители всё так и сидели
на конях в чистом поле или бегали голышом по джунглям.Видимо,
важные исторические события, привязанные к каждой цивилизации,
уникальный вид городов – равно как и смена эпох за спинами лидеров -
ждут нас в шестой части. Зато приятно бывает наведаться в окошко
дипломатии – посмотреть, как неприятель с горем отдает свой последний
город или подло подталкивает вас к войне. И попробуй теперь с такими
договориться – уже нельзя, как в былое время, по-быстрому обменяться
науками или картами. И приходится решать вопрос цивилизованно -
совместно вкладываться в открытие алфавита или торговли.Дипломатические
сюрпризы позабавят вас на первых же минутах игры - а далее ход за
ходом, едва ли не до двадцать первого века, цивилизация тестирует на
правителе новые изменения.
Первая атака на ваш город – и жители чуть ли
не сами начинают отстреливаться от варваров. Первое взятие вражеского
города – и он прикрепляется к вашей державе – возможно, как
марионеточное государство. Вроде бы, город приятно полнит империю,
приносит все блага, но постоянно строит что-то своё. И, в принципе,
свобода городу только вредит, но каждый раз проникаешься жалостью к его
жителям и даешь им эту мнимую свободу…Однако,
истинное марионеточное государство следует искать в другом месте.
Неожиданно, главным козырем в дипломатической игре оказались независимые
полисы. Маленькие, но очень гордые города-государства кричат о своих
богатствах и независимости. Однако, за приличную сумму проголосуют за
вас в ООН – этакий американский способ выиграть. Или поделятся
важнейшими ресурсами, культурой и даже войсками. Поначалу кажется, что
их сотворили для галочки, но к середине игры маленький Дублин может
перевернуть ход мировой истории.А
способна ли на это ваша цивилизация? Нам, например, впервые захотелось
одержать культурную победу. Честно сказать, любимый «научный» способ уже
надоел. К тому же, помимо атомных боевых терминаторов, интересных и
новых исследований мы не обнаружили. Зато таинственный проект «Утопия»
сулил победу всего лишь за освоение пяти государственных курсов. Что
примечательно, всех сразу – и не за золото, а даром, за культуру.
Вместе
с тем, границы городов, наоборот, стали живо расширяться за нескромные
пожертвования – и впервые у нас появилась возможность собственноручно
соединить города и выстроить границы, а не просто именовать поселения и
баловать жителей.Избаловали,
надо сказать, именно стратегов. Сложно представить, как, например,
великие правители жили без «ачивментов» - всё делали наугад. А так –
сразу видно, чтобы стать Александром Македонским, надо завоевать все
известные страны не позже 350-го года, до Рождества Христова. На случай,
если вам и так мало проблем.
Вот, например, как и у Македонского,
каждый юнит... простите, воин занимает свою законную клетку – и через
узкий перешеек проследует только колонной, и город вражеский обступит не
сразу. Пока обступит – его уже возьмут и пойдут к следующему. Что
делать со свежеобретённым поселением – отдельный вопрос. Нам так
хотелось получить плюс в несуществующую карму, что освобожденным городам
велено было вернуть их историю.
Например, изначальный статус
города-государства, который будет до конца света вам признателен. Ну или
пока другие правители не отвалят тысячу золотых монет.Как видите, пятая "Цивилизация"
стала более зрелой игрой – африканские песнопения из заставок убрали,
комичных лидеров заменили, даже культуре придали больше значения.
Наконец, из современной эры выпилили «нецивилизованный» рок и прочие
мелодии а-ля SimCity.
Кстати, авторы позаботились не только о будущем в
игре, но и о будущем игры. Допустим, идея с достижениями не прокатила и
переигрывать ради ачивки вы не хотите. Что ж, пятая часть проживет и на
чужом энтузиазме – благо, на этот раз в нее вшили загрузчик новых карт и
модов.Считайте,
что у нашей «Цивилизации» начался золотой век и она наверняка
произведет изрядное количество культуры и золота. А затем появится
великая личность и - снова золотой век!
Нет, Сид Мейер не уходит на
пенсию, всего лишь готовится очередное дополнение с новым лидером очень
важной страны – и так, пока не надоест. Когда мы дошли до финала в
обычной версии, всё равно не смогли устоять и выбрали вариант
«пожалуйста, еще один ход». Пожалуй, это лучше всего объясняет столь
высокую оценку. Да, кстати, совсем забыли о самом главном.
Для тех, кто начинал играть в старую "Цивилизацию" и сразу же бросил.
Один человечек, который все время гуляет по карте, теперь превратился в
кучку людишек. А ещё обязательно выйдет космическое дополнение!Наша оценка – 9.5