Всегда любил читать. Еще в детстве одному из родителей приходилось
орать на меня, пока другой заходил сзади, набрасывался и, пользуясь
своим физическим превосходством и безнаказанностью, отбирал книжку про
Карлсона, Тотошку или еще кого-нибудь столь же интересного - иначе
заставить меня быть хорошим мальчиком и лечь спать было просто
невозможно. С тех пор прошел примерно миллион лет, мои книжки теперь не
имеют никакого отношения к тотошкам и никто не хочет их отбирать
(кстати, жаль - постоянно из-за этого не высыпаюсь), но вот любовь к
чтению осталась прежней. И тем не менее, временами мне
приходится заставлять себя читать. В современных и яростно мною
обожаемых ролевых играх сейчас считается хорошим тоном пичкать игрока
тоннами сопроводительных текстов. Тексты могут быть как сугубо
функциональными, так и не имеющими прямого отношения к игровому
процессу, но сам факт их наличия подразумевает - разработчики хотят,
чтобы мы их читали. И делать это действительно стоит ради собственного
же блага. Эти материалы не только раскрывают слабые места конкретных
монстров и напоминают забывчивому игроку детали сюжета. Они еще и
рассказывают об истории игрового мира, важных событиях и персонажах.
Если угодно, придают виртуальной вселенной рельефность и глубину. И
вот с созданием этой самой рельефности у меня каждый раз возникают
большие проблемы. Даже при наличии интереса к подобным материалам, любви
к чтению и желании как можно глубже погрузиться в атмосферу игры,
довольно сложно заставить себя оторваться от процесса и начать вникать в
запутанные детали вымышленной политической жизни и фэнтезийных военных
конфликтов. Ну, что это такое: вот ты отважно рубишь головы злым оркам и
скачешь по полям-лугам на боевом коне, чтобы спасти принцессу от
коварного дракона, а уже через секунду - читаешь в игровой библиотеке о
подробностях жизни дракона, родословной принцессы и особенностях охоты
на крылатых огнедышащих ящериц в данном регионе. Эти два процесса, мягко
говоря, не очень хорошо сочетаются. Темп и ритм теряются, атмосфера
выветривается, магия перестает работать. И ладно еще, когда речь идет об
играх, в которых тексты хорошо структурированы, а интерфейс
взаимодействия с ними тщательно проработан ( Mass Effect 2, Final Fantasy XIII). А вот если приходится воевать не только с орками, но и с созданными злым братом-близнецом Гитлера игровыми менюшками ( Dragon Age: Начало, местами Ведьмак), все становится совсем плохо. И
очень жаль. Потому что, как уже было сказано выше, рельефность,
глубина, фактура, текстура, бла-бла-бла. Как ни называйте, но знать
всегда лучше, чем не знать. Знание мелких исторических и не очень фактов
об игре не только облегчает понимание сюжета, но и делает сам процесс
игры интереснее - придает происходящему смысл, позволяет проникнуться
атмосферой созданного разработчиками мира. Если читать все эти текстики,
то станет понятно, что означает аббревиатура N7 на броне Шепарда из ME
(вкратце: смертоносный и неотвратимый космический спецназ), как устроена
кастовая система у гномов в DA:O (вкратце: гномы - те еще мудаки) и
почему перед игрой в "Ведьмака" стоит освежить свои воспоминания о соответствующих книжках задорного поляка Анджея Сапковского
(вкратце: потому что это хорошие книжки, Геральт - кавайка, а у
Сапковского крайне изощренное чувство юмора). Отказывать себе в чтении
подобных материалов - это как проходить того же Witcher-а, проматывая все диалоги, или Mass Effect,
игнорируя Лиару Т'Сони. Это отказ от весьма вкусной, питательной и
полезной части игры. Это геноцид как минимум половины тех прелестей,
которые заготовили для нас люди, тщательно прописывавшие мелкие детали
игрового мира. Это неправильно. Тем более учиться
воспринимать печатное слово с экрана телевизора стоит потому, что в
обозримом будущем от сопроводительных текстов в больших играх мы вряд ли
избавимся. Любой хорошо продуманный мир включает в себя столько фактов,
событий и географических названий, что разъяснить их значение игроку
через привычные диалоги, не прибегая к созданию глоссариев, решительно
невозможно. Чем лучше проработана игровая вселенная, тем толще
прилагающаяся к ней кипа текстов и тем чаще приходится отвлекаться от
игры, чтобы все это прочитать. И потому было бы очень здорово, если бы
разработчики начали распространять исторические хроники Ферелдена и
прочие замечательные штуки отдельно (в виде толстых дорогих книжек с
золочеными корешками, но и просто текстовый файл, который можно
затолкать в букридер, тоже подойдет). Я бы читал такие перед сном, а на
следующий день, вооружившись новыми знаниями, играл спокойно, не
беспокоясь о том, что упускаю что-то важное. Кила се'лаи.
|