Славный месяц май в нынешнем году был знаменателен по двум причинам,
первая из которых называлась Red Dead
Redemption, а вторая - Alpha Protocol.
И если с RDR все получилось предсказуемо прекрасно, то у AP дела пошли с
точностью до наоборот: народ в бешенстве, форумы кишат возмущенными
гражданами, игровые журналисты упражняются в остроумии, пытаясь
придумать наиболее сочный синоним к словосочетанию "руки из ж". В общем,
релиз удался. Что же пошло не так?
Вообще-то, меня хлебом не корми, дай только поспорить с широкими
народными массами и поглумиться над доморощенными критиками, которые
сначала качают игру с торрентов, а потом еще имеют наглость делать
обиженное лицо и предъявлять какие-то претензии разработчикам. Но не
сегодня. Потому что, давайте уже будем честными, Alpha Protocol -
редкостное говно. Нельзя в 2010 году выпускать игру, которая по
техническим характеристикам сравнима с проектами второго эшелона для PlayStation
2. И уж тем более нельзя выпускать такую игру, если вы - не
безымянный представитель так называемой российской игровой индустрии, а
студия Obsidian, которую все фанаты RPG должны если не
на руках носить, то хотя бы узнавать в лицо. Ай-яй-яй, Obsidian, ты была
плохой девочкой. И в ближайшие недели еще не раз получишь за это на
орехи.
Удивляют меня не недовольные вопли почтенной публики, а нечто другое. Ну
что, блин, до релиза Alpha Protocol никто не замечал, к чему идет дело?
Никто не видел трейлеров игры, которые, чем ближе релиз, тем страшнее
становились? Никто не замечал этой кривой анимации, странной режиссуры,
скучных персонажей? Никто не вспомнил, что у Obsidian всегда был вагон
амбиций, но никогда не было умения на "отлично" реализовывать свои
замечательные задумки? Кто-то правда думал, что Alpha Protocol станет Modern
Warfare от мира ролевых - прилизанной, гладкой, красивой и
идеальной? Если да, то рискну предположить, что заодно такие люди верят
в то, что в конце порнофильмов все женятся и что если пересмотреть
Кинг-Конга в двадцатый раз, то тогда большая обезьянка обязательно
выживет. Подобная вера поразительна и когда-нибудь ее носители наверняка
унаследуют землю, но произойдет это явно не сегодня.
Alpha Protocol ужасна. Пасть ниже просто нельзя: как классический
стелс-экшн она, в силу неразрешимых технических проблем, проигрывает
любой другой представительнице жанра. И если вы хотите тихим татем
красться в ночи с ножом в зубах, то скачайте демо-версию последнего Splinter Cell - одно лишь это демо оставит в сто
раз больше приятных впечатлений, чем все потуги Obsidian сделать игру
"про шпионов" вместе взятые. Предпочитаете стиль Рэмбо - ради всего
святого, купите любой TPS, которых всегда валом на прилавках (Gears of War,
anyone?), и не мучайте себя - специалисты по играм этого жанра успели
забыть в сто раз больше, чем Obsidian когда-нибудь узнает.
Первые несколько часов "Альфы" - это бой между чувством прекрасного
игрока и его любопытством. Бой неравный, и многие поддадутся голосу
разума, который шепчет "мать моя женщина, какой кошмар!", и подарят диск
с игрой своему злейшему врагу. Может, они и будут правы. Но при этом
упустят массу всего интересного.
Парадоксально, но факт - в Alpha Protocol все, что не имеет прямого
отношения к игровому процессу, восхитительно. Если отбросить кривое
управление, мутный геймплей и это сатанинское действо под названием
"кастомизация оружия", то нам останется чистая, как слеза младенца,
ролевая игра про шпионов (на этот раз безо всяких кавычек). "Альфа" -
это такой Джеймс Бонд, но без розовых соплей, "Астон-Мартинов" и
показного джентльменства. Все отличительные черты на месте: тут вам и
теории заговоров, и ложь, прикрывающая еще большую ложь, и
предательства, и неожиданные открытия. И да, здесь агентам-неудачникам
стреляют в глаз, а их более удачливых коллег насилуют престарелые
немецкие шпионки с дурным вкусом в выборе одежды. То есть, все плохо и
мрачно. Как и должно быть в хорошей игре про шпионов.
Та часть Alpha Protocol, которая про сюжет и ролевую составляющую,
вполне полноценна и может ходить без костылей. Процесс развития навыков
нашего шпиона имеет смысл (собственно, именно правильная прокачка
позволяет свести к минимуму тот вред, который нанесли игровому процессу
шаловливые и кривоватые ручки разработчиков), а сюжет... Сюжет и
является той единственной причиной, ради которой стоит покупать AP.
Рассказываемая в игре история достаточно нетривиальна для жанра (никаких
эльфиек и средоточий мирового зла, представляете?) и достаточно сложна,
чтобы за ее развитием не скучно было наблюдать. Добавьте к этому
возможность влиять на происходящее, принимать судьбоносные решения и
валить (или не валить) ключевых персонажей налево и направо - и вот вам
твердое основание для того, чтобы стерпеть все те издевательства,
которым Obsidian решила подвергнуть публику в своей новой нетленке. На
секунду можно почувствовать себя главным героем какой-нибудь книги Тома
Клэнси.
В "Альфу" можно играть и она действительно умеет нравиться. Но для того,
чтобы прочувствовать это на собственной шкуре, придется крепко
зажмуриться, стиснуть зубы и проломиться через первые несколько часов
игры, в которые сюжет и RPG-составляющая еще не успели расправить плечи,
а вот геймплей уже проверяет на прочность вашу нервную систему. Вызов,
достойный настоящих героев, чего уж там.
Конечно, кому-то может показаться крамольной сама идея того, что для
получения удовольствия от игры необходимо научиться закрывать глаза на
игровой процесс. Но что еще делать, если современные ролевые игры
западного производства стоят на своеобразном перепутье? Пока ушлые
японцы продолжают давить последние соки из ролевых схем столетней
давности (о, Final
Fantasy XIII, какая же ты посредственность!), на Западе
благополучно пришли к выводу, что классические RPG для хардкорной
публики не отобьют бюджет и не будут востребованы у подрастающего
поколения. И потому каждая новая ролевая игра - это уже не зубастая
изометрическая штучка с гексами и списком характеристик персонажа на три
экрана, а нечто упрощенное, дружелюбное и жаждущее внимания новой
аудитории.
Современная RPG с левой части карты мира сейчас - это не статсы и перки,
а гибрид жанров. За примерами далеко ходить не придется, достаточно
вспомнить хиты последнего времени. Вот вам Fallout 3.
Проверенная годами ролевая система делает ее вполне приличной RPG, а
вот попытка Bethesda привлечь внимание новой аудитории -
очень плохим шутером. Или икона нынешнего роле-строения - Mass Effect.
Она великолепна и символизирует собой то, куда должны двигаться
современные игры (на случай, если кто не в курсе: меньше циферок и
характеристик - больше влияния на окружающий мир и отыгрыша выбранной
роли). Но в то же время Mass Effect - весьма посредственная
стрелялка-пряталка. Если во второй части BioWare
расстаралась и сделала увязывающие сюжет в единое целое перестрелки
почти незаметными, то в первой проблема деревянных персонажей и их
картонных недругов стояла во всю ширь и высь.
Сложности у подобных гибридов, чего греха таить, имеются, но ведь и в
Fallout, и в Mass Effect люди играют не ради отстрела монстров. Нет,
существует, конечно, генетически ущербная часть населения, которая
проматывает все диалоги в ME, а потом делится на любимом игровом форуме
своими впечатлениями, используя выражения вроде "чета ацтой какой-то",
"контра лучше" и "а где там можно синюю телку трахнуть", но
большинство-то понимает, кто в подобной смеси из экшна и RPG папа, а кто
так, погулять вышел.
Alpha Protocol идет тем же путем, что и упомянутые выше монстры:
добротная RPG-составляющая и посредственный экшн для привлечения
неофитов. Видимо, таковы реалии жанра на данный момент: разработчики
пока не придумали безупречного способа прикрутить к RPG-стволу
экшн-веточки, и с этим остается только смириться.
А чтобы определиться со своим отношением к новой игре Obsidian,
необходимо ответить самому себе на один простой вопрос: вам шашечки или
ехать? Если вы пришли к Alpha Protocol за тем, что должно составлять
суть ролевой игры (это отыгрыш роли и сюжет, а не характеристики и
экспа, как кто-то, возможно, подумал), то у разработчиков есть, что вам
предложить. А если вы хотите красивой графики, плавного управления,
отточенного геймплея и стрельбы в человечков, то извините - вы дверью
ошиблись.
Конечно, в идеальном мире хотелось бы того и другого сразу (и
побольше!), но, увы, мир не идеален, а качественных гибридов RPG с чем
угодно пока никто не делает. И единственное, что утешает в столь
грустной ситуации - это слово "пока". Alpha Protocol - не только ужасная
игра, в которую стоит сыграть один раз (я сыграю два - надо отомстить
престарелой немецкой шпионке за мою поруганную честь!), но и вестник
нового времени. Когда-нибудь у кого-нибудь получится совместить здоровую
ролевую основу с красивой, интересной и пригодной к употреблению
экшн-составляющей, и мы увидим такую игру, какой в идеальных условиях
могла бы стать AP. Кто знает, может, это получится у Obsidian в Alpha
Protocol 2? Если бы это зависело только от меня - я бы дал им
попробовать.
|