Демо Civilization V у меня, как и у многих других Steam-пользователей,
не заработало, поэтому колонка чуть не свелась к сравнению —
игрожурских восторгов от продукта под торговой маркой Sid Meier’s с закатыванием под асфальт вышедшей недавно Elemental: War of Magic (та тоже с проблемами, но не ААА-проект) и руганью в адрес коллег. Но — ура! — полная версия Civ V функционирует, и про Elemental я буду писать в один из следующих разов. Как раз пропатчат. Уверен, Civilization V
неизбежно должна была выйти именно такой, какой она получилась. Серия в
своей сложности дошла до состояния, когда в очередной игре надо не
только что-то добавлять, но и что-то выкидывать — чтобы создавать
ощущение новизны. Может быть, я ретроград, но мне (не знаю, как вам)
религии и интуитивно понятные civics вроде рабства или свободного рынка
нравятся больше, чем возня с городами-государствами и вроде как
либерализм, ускоряющий производство поселенцев. Но пока Civ V
внове, все очень интересно — разбираться в новой системе социальной
политики, радоваться красотам (даже средние графические установки дают
приятную картинку). Очень занятное взаимодействие с AI-правителями — вот
эти все «Давайте не будем ставить города близко друг к другу, ОК?»
реверансы, когда я возвращаю владельцам угнанных варварами рабочих. Civ V
дает ощущение приключения, на которое работают многие детали: вот
конники связали плоты и поплыли на Камчатку; непонятно, правда, зачем
для создания примитивных лодок нужна оптика, ну да ладно. «Мы открыли
гору Фудзи и стали счастливыми» — здорово. Города-государства следуют
принципу «каждый персонаж должен чего-то хотеть». Хотят вина, дорогу до
ворот, чтобы ушли прочь варвары и т.п. Лидеры крупных государств тоже
стараются казаться живыми — выходят на связь, чтобы поболтать. Что
ценно, ведут они себя психологически правдоподобно: мы с Рамзесом
оказывали друг другу услуги, а с Александром все как-то не сложилось, и
напали на меня именно греки. Кстати, если варвары на четвертом снизу
уровне сложности воюют тупо и прямолинейно, то цивилизованные враги
довольно кусачие. Но (возвращаясь к психоправдоподобию) вот я навалял
Дарию в сугубо оборонительной войне, и он пришел с почетным миром (см.).
Чудесно; в Civilization IV такого не было. Civ V и Civ IV — как две разные машины. Рефлексы нужно не то чтобы вырабатывать заново, но... перерабатывать. В Civ V
легко получить дефицит бюджета (не только за счет покупки тайлов, но и
из-за большой армии). У великих людей меньше возможностей (ученые не
могут возводить академии), зато Золотой век начать проще: требуется
всего один эмергент, просто при повторном использовании просперити будет
длиться меньше. Стили игры за разные народы — разные. Цивилизации
разнятся сильнее (как в приставочной Civilization Revolution),
бонусы у них не комбинации стандартных, а, кхгм, расовые. В некоторые
здания сажаются специалисты. Ну и не все и не везде можно построить:
цирк должен быть с конями (водящимися в городских окрестностях). Насчет
общенациональной системы счастья я еще не понял, хорошая она или нет;
дороги сжирают бюджет (балансировать!); но пока могу сказать следующее —
добавьте в аддоне любимую мною из-за пафоса религию, и к Civ IV, я, наверное, не вернусь.
|