Разработка Splinter Cell: Conviction в какой-то момент стала
походить на трагедию почти чеховского масштаба. Первоначальный вариант, в
котором давно не брившийся и похожий на бомжа Сэм Фишер в мятом плаще
скрывался от полицейских в толпе, баррикадировал двери и ломал стулья об
головы врагов, был отправлен на помойку. Затем игру переделали с нуля,
радикально упростив механику даже по сравнению с ранними частями Splinter
Cell. Выиграла ли финальная версия от этого или нет, мы уже не
узнаем никогда, но если вы (как и мы) давно мечтали о нелинейности,
импровизации и простой человеческой логике в шпионских играх, то
вынуждены вас огорчить — не в этот раз. Нынешний Conviction
действительно можно назвать новым словом в знаменитой стелс-серии, но
совсем по другой причине — в нем почти нет… стелса.
Ничего лишнего
|
В раннем варианте игры явно планировался паркур, элементы
которого видны даже сейчас: Сэм не может взобраться на любой ящик, зато
удивительно ловко лазит по отвесным стенам.
|
Из нескольких возможных путей развития серии (первоначальная задумка
больше походила на Assassin’s Creed без паркура, но с продвинутой
физикой и элементами Dead Rising) Ubisoft выбрали путь
наименьшего сопротивления. А именно: упростили сложные, многоступенчатые
уровни до степени простого коридора, в несколько раз увеличили темп
игры (проще говоря, позволили нормально бегать и перепрыгивать через
укрытия в стиле Stranglehold), убрали все мини-игры и большую
часть гаджетов, добавили врагов и выдали Сэму Фишеру в руки шотган.
Но даже если стараться не думать о том, что один из столпов
современного стелс-жанра теперь выступает на одном поле с Gears of
War, нужно признать, что играть по пятому разу в старый
добрый Splinter Cell с его дурацкими условностями в 2010 году уж точно
никто не стал бы. Обновленный Conviction дает возможность отомстить за
все те часы, которые мы провели, сидя под офисным столом и прячась от
очередного безымянного охранника или мерзкой бронированной видеокамеры.
Теперь, когда бывший спецагент не скован никакими обязательствами перед
«Третьим эшелоном», прятаться больше нет смысла, ведь в крайнем случае
можно просто взорвать все к чертям.
Ничего личного
|
При желании Conviction по-прежнему можно проходить как стелс,
передушив половину врагов голыми руками.
|
Вышедший на пенсию, но все никак не стареющий (хотя, казалось бы, уже
шестой десяток пошел) Фишер тяжело переживает гибель единственной
дочки, якобы угодившей под машину в Splinter Cell: Double Agent.
Звонок бывшей коллеги Анны Гримсдоттир застает его на Мальте, где
примерно через пять минут неожиданно выясняется, что на Фишера объявили
охоту некие темные личности, причастные к гибели дочери, а еще через
десять — что девочка на самом деле жива-здорова и сможет воссоединиться с
папой, если тот окажет «небольшую услугу» работающей на правительство
Гримсдоттир.
На этом месте разговор о сюжете можно было бы и заканчивать, и вовсе
не из-за опасения ненароком испортить вам удовольствие. Дело в том, что,
как и в любой другой игре с ярлыком «Tom Clancy’s», сюжет в Conviction
традиционно пустой и бредовый — от робких попыток пролить свет на
«гражданскую» жизнь героя (см. флэшбек, в котором Сэм убеждает маленькую
дочь не бояться спать без света) история переключается на разборки с
наемниками военизированного ЧОП и бывшими коллегами по «Третьему
эшелону», а заканчивается, как и положено, штурмом Овального кабинета.
На то, что вообще за люди нас окружают и почему игрок должен запоминать
их хотя бы по именам, сценаристам совершенно наплевать. Дело отчасти
спасает традиционно великолепная озвучка — фирменный хрип Майкла
Айронсайда с годами становится все более выразительным.
Я женщин не бил до 17 лет
|
Часть игры по старой задумке проходит в людных местах, но от
планируемых когда-то толп народа осталось человек пять статистов в
кадре.
|
Внутреннюю пустоту персонажей игра компенсирует довольно странным
образом — когда первый же встреченный злодей при допросе разбивает своей
челюстью писсуар, а двойной агент Анна Гримсдоттир получает пудовым
фишеровским кулачищем прямо по лицу, за авторов игры становится как-то
неловко. Жестокие расправы в стиле The Punisher (босса можно
приложить щекой к горячей конфорке или пробить его головой экран
телевизора) — не очень достойный и непонятно зачем вообще нужный в мире
Splinter Cell прием, тем более что в Conviction и без него хватает своих
ярких моментов. Несмотря на то что внутреннее устройство игры
раскрывается перед нами буквально в течение первых минут и практически
не меняется на протяжении всех 11 уровней, базовая механика обновленного
Splinter Cell по меркам линейного экшена очень даже хороша.
Главная и самая необычная деталь, которую авторы старательно
выпячивали на всех презентациях: задания, подсказки и прочая важная
информация теперь не сбрасываются на карманный компьютер (вместо тонны
гаджетов у Сэма за спиной на этот раз обычный рюкзак) и даже не
сообщаются по радиосвязи. Они просто проецируются на любом подходящем
объекте у нас перед глазами — если вы видели открывающие титры GTA 4,
то поймете, о чем идет речь. На стене бетонной десятиэтажки огромными
буквами пишут «Проникни в дом», на развевающемся красном флаге перед
нашим носом вдруг всплывает фраза «Устрани Антона Кобина» (знакомьтесь,
босс русской мафии на Мальте), а нужная дверь будет обязательно
подсвечена. Более того, подсказку о текущей цели в любой момент можно
вывести хоть на пол под ногами нажатием одной кнопки. Но и это еще не
все — во время сюжетно важных моментов на какой-нибудь стенке вполне
может появиться черно-белая хроника событий, о которых в данный момент
идет речь, или же очередной флэшбек. Иногда кажется, что Ubisoft вообще
всю игру затеяли только ради того, чтобы похвастаться своей находкой, и
тем досаднее, что, кроме подсказок, транслировать с ее помощью толком
нечего: когда в основе сюжета лежит военно-патриотическая жвачка, не
спасут никакие флэшбеки на стенах.
| |
Физическая форма Фишера с годами, кажется, становится только
лучше, чего не скажешь о его врагах.
|
В любом другом Splinter Cell такая стычка гарантированно
завершилась бы провалом миссии, а сейчас ничего — обычный рабочий
момент.
|
Еще одно важное нововведение, которое придает игре вполне достоверное
ощущение того, что перед нами все-таки стелс, — это прозрачный силуэт
героя, который всегда высвечивается в том месте, где мы в последний раз
попадали в поле зрения врага. Поэтому, специально подставившись, мы
вполне можем оставить на этом месте «подарок» в виде дистанционно
управляемой мины, после чего незаметно переместиться к другому укрытию и
спокойно ждать, пока враги подойдут к предполагаемой нычке Фишера и
радостно взорвутся.
|
Эпизоды, специально заточенные под экшен, получились хуже
всего — баллистика и чувство оружия остались теми же, что и в прошлых
частях Splinter Cell.
|
Система укрытий играет важнейшую роль в Conviction: если раньше к
стенам можно было просто прислоняться и вести огонь из-за угла, то
теперь «прилипать» можно к абсолютно любому препятствию — гибкий Сэм
делает это эффектным подкатом. Вообще, перемещаться между укрытиями
здесь удобнее, чем даже в Gears of War, — выбрав стрелочкой нужную
позицию, достаточно нажать одну кнопку, как Фишер сам, пригибаясь и
лавируя, добежит до нее. В таком скрюченном состоянии можно даже пройти
большинство уровней, оставшись незамеченным, и получить за это
специальный ачивмент.
Но, повторимся, пользоваться такими приемами игра не заставляет. В
большинстве игровых ситуаций стелс — не более чем опция для
эстетствующих фанатов серии. Любого врага можно бесцеремонно расстрелять
из укрытия или, пуще того, забить до смерти голыми руками. Последнее
даже поощряется: за убийство в рукопашном бою игра дает возможность
пометить нескольких противников и единовременно прикончить их нажатием
одной кнопки.
Братан слева, братан справа
Впрочем, за один только насыщенный, но довольно быстро приедающийся
однопользовательский режим Conviction ни за что бы не получила той
оценки, которую вы увидите в конце материала. Настоящим шоу-стоппером на
этот раз стал кооператив для двух игроков, который здесь выступает в
качестве пролога к основному сюжету и по продолжительности почти ему не
уступает. Здесь нет ничего такого, чего серия не видела раньше, но даже
бесхитростная формула «Splinter Cell на двоих» заставляет испытывать
эмоции, совершенно невозможные при игре в одиночку.
Интернациональная команда спецагентов (русский и американец)
всплывает на подлодке у стен московского Кремля (на заднем плане
виднеются купола и слышен русский мат), чтобы спуститься в подземный
бункер времен СССР, раздобыть информацию о пропаже четырех ядерных
боеголовок и не допустить их попадания на черный рынок. Формально
кооператив играется точно так же, как и сингл, — подсказки на стенах,
физика и набор движений абсолютно идентичны. Но когда за дело берутся
двое, Conviction расцветает новыми красками. Одно неловкое движение
легко может сорвать тщательно подготовленный план по устранению группы
ничего не подозревающих врагов и превратить его в беспорядочную пальбу с
двух сторон, последнюю точку в которой поставит истекающий кровью
спецагент, застреливший последнего врага уже лежа на полу (бывает здесь и
такое).
| |
Система, позволяющая убивать нескольких врагов одной кнопкой,
позаимствована из Rainbow Six: Vegas.
|
В кооперативе регулярно возникают ситуации, которые украсили
бы любой фильм Тарантино.
|
* * *
Самое интересное во всем этом то, что, несмотря на радикальное
изменение курса (хоть и не в ту сторону, куда мы предполагали), Splinter
Cell до сих пор остается на особом положении. Стелс-экшены сегодня —
вымирающий вид, и последней игрой, которую с некоторой натяжкой можно
отнести к этому жанру, был прошлогодний Batman: Arkham Asylum (плюс
на консолях Sony все еще не сдается Metal Gear Solid).
Хотим мы этого или нет, но Splinter Cell по-прежнему диктует моду в
стелс-экшенах, даже если эта мода предполагает разбивание писсуаров
чужими челюстями и избиение женщин.
Формула игры: 50% Splinter Cell: Double
Agent + 40% Robert Ludlum’s The Bourne Conspiracy +
10% Gears of War
Оценка: 8
|