До недавнего времени японская студия Platinum Games творила в
привычных жанрах слэшера (Bayonetta) и уличного файтинга (MadWorld),
на которых разработчики набили руку еще во время работы в Capcom
и уже легендарной Clover Studio. Но в начале 2010-го появился
первый ролик игры Vanquish, по всем признакам похожей на
азиатский клон Gears of War и Dead Space. Возглавляет
проект создатель Resident Evil (и массы других хороших игр)
Синдзи Миками — это его первая игра после коммерческого провала God
Hand в 2006-м.
Вид от третьего лица, герой в роботизированном костюме, использование
укрытий и прицельная стрельба по русским боевым роботам на борту
орбитальной станции... Ход мысли разработчиков ясен: если издевательства
Миками над исконно японскими жанрами не ценят ни на родине, ни за
границей, то нужно издеваться над жанрами европейскими и американскими.
Как это обычно бывает с проектами Миками, насмешки над штампами
современной игровой индустрии и культурные отсылки в Vanquish незаметно
перетекают в оригинальные идеи сумрачного японского гения.
Человек на коленях
|
Несмотря на внешнюю схожесть с Gears of War и наличие у Сэма
напарников, мультиплеера в Vanquish не будет — Миками намерен посвятить
все силы синглу.
|
Vanquish — не первый опыт Миками в шутерах от третьего лица. В 2003-м
году на Nintendo GameCube вышла игра P.N.03, в которой мы
наблюдали спину Ванессы Шнайдер (особы в характерном черно-белом
костюме), расстреливающей роботов из энергетического оружия. Визуально
игра до того похожа на Vanquish, что на мировой премьере в Токио Миками
первым делом пришлось заявить собравшимся журналистам: «Прежде чем я
начну рассказывать про геймплей... нет, это не P.N.03!»
По словам Миками, ему очень хотелось сделать шутер — но шутер
нестандартный, более плавный и акробатический, чем то, что сейчас можно
увидеть на рынке. В механике Vanquish точно нет ничего общего с P.N. 03,
где героиня не могла одновременно стрелять и перемещаться.
|
Рок-скольжение со стрельбой и замедлением времени в три раза
круче, чем рок-скольжение без стрельбы и замедления!
|
Действие Vanquish разворачивается на гигантской космической станции.
Станция американская, умеющая собирать солнечную энергию и выпускать ее
концентрированным лучом на земные мегаполисы (см. трейлер)... и в
настоящий момент захваченная русскими роботами-убийцами. США посылает на
борт десант в лице ученого Сэма Гидеона (имена героев для своих игр
Миками черпает либо из «Божественной комедии», либо из Библии),
облаченного в Augmented Reality Suit (костюм расширенной реальности)
собственного изобретения.
ARS — нечто среднее между нанокостюмом из Crysis и усеянным
ракетными двигателями скафандром из Dead Space 2. Главный его
плюс — не способность замедлять время и даже не умение Сэма быстро и
эффектно перемещаться на большие дистанции (см. ниже), а наличие
специального откидного щитка на шлеме, позволяющего Сэму курить на
боевом посту. Стоя в укрытии, Гидеон небрежно затягивается и картинно
отбрасывает сигарету — идея явно позаимствована из Metal Gear Solid
(Снейк, помнится, любил «Мальборо») и, в лучших традициях Миками,
доведена до абсурда.
|
Иногда в Vanquish все-таки нужно будет осторожно высовываться
и стрелять по появляющимся в одном и том же месте противникам. Законы
жанра, что поделаешь.
|
Персонажи разработанных и спродюсированных Миками игр (включая Данте
из Devil May Cry, Viewtiful Joe из одноименной игры и всех
киллеров из Killer7) всегда вели себя будто рок-звезды. Вот и
Гидеон ведет себя как рисующийся гитарист: он может в любой момент
упасть на колени, включить реактивный двигатель на спине и понестись
вперед, рассыпая за собой искры и оставляя голубой реактивный след.
Остается только удивляться, что никто раньше не додумался до такого
способа перемещения персонажа по уровням...
В сочетании с замедлением времени, стрельбой и навыками рукопашного
боя рок-скольжение может стать одним из величайших изобретений в истории
экшен-игр наряду с умением Данте подбрасывать врагов в воздух мечом и
расстреливать их там из двух пистолетов.
Boss Time Event
|
Вместо рек кровищи в рукопашном бою — взрывы, искры и
электрические разряды.
|
В руках у Гидеона — футуристический автомат-трансформер. Известно,
что он умеет превращаться в пулемет, дробовик и штурмовую винтовку и что
каждую его форму можно будет апгрейдить. Непонятно только, будет ли
среди трансформаций хоть один оригинальный вид оружия и сумеет ли Миками
удержаться от пародирования стреляющих каблуков из Bayonetta.
Действие разворачивается в коридорах космической станции и обширных
ангарах с заботливо расставленными перегородками. При использовании
укрытий Сэм умеет совершать стандартный набор действий из западного
шутера — выглядывать, стрелять вслепую... а также делать сальто через
барьер, замедлять время и расстреливать врагов, повиснув в воздухе вниз
головой.
Вражеские роботы таскают с собой переносные укрытия — большие
металлические щиты, в которые можно с разгону врубаться рок-скольжением,
подбрасывая врагов в воздух. Сэм движется гораздо быстрее, чем обычные
герои экшенов от третьего лица (Миками объясняет это меньшим весом
костюма), легко переходит из дальнего боя в ближний и чередует стрельбу
из укрытия с пинками и апперкотами в рукопашной, а рукопашную — с
захватом гигантских шагающих орудийных установок.
|
Как видите, вместо нормального лицевого щитка у Сэма —
специальный щиток для курения.
|
Поскольку все враги — роботы, это самая бескровная игра Миками (хотя
на экран изредка проливается кровь убитых напарников). От живых врагов
роботов выгодно отличает умение трансформироваться. Первый мини-босс,
например, — гигантский металлический паук, трансформирующийся в
гигантского металлического гуманоида. Он стреляет в Сэма из ракетницы,
пулеметов, лазерной установки, пытается раздавить его передними
лапами...
Бой с боссом оформлен в виде quick time event, где нужно вовремя
нажимать указываемые на экране кнопки, — Сэм сначала будет ловко
уворачиваться от ракет, а потом поймает одну в воздухе и запустит ее
обратно в робота. Несколько настораживает то, что в демоверсии QTE — это
весь бой, а не прелюдия к нему и не эпилог. В игре от бывших
сотрудников Capcom, пусть даже самой прозападной, нам бы хотелось
увидеть не скриптовые сценки, а честные сражения, где каждое движение
нужно заучивать самостоятельно, без подсказок.
* * *
Забавно смотреть на механику традиционного западного шутера в
японской интерпретации — все лишнее выкидывают, все эффектное оставляют,
а дешевое позерство возводят в ранг искусства. Главное, чтобы Синдзи
Миками не слишком увлекся культурными референциями и качественной
оригинальной игры в Vanquish было все-таки больше, чем ядовитой пародии.
Формула игры: 50% серия Gears of War + 40% Lost Planet + 10% Bayonetta
|