В августе нынешнего года на почти бескрайних просторах сервиса Xbox Live Arcade прошла третья по счету акция Summer of Arcade. В ее рамках корпорация Microsoft
при поддержке охочих до денег и славы товарищей из других компаний
представила публике пять новых игр, которые позиционировались как
гениальные, суперкрутые, на сто процентов стоящие своих денег сливки
XBLA-общежития. Акция прошла благополучно, игры вышли и все, пожалуй,
остались довольны. Игроки получили свои пять хитов (или, по крайней
мере, несколько хитов и несколько просто достойных игр), журналисты
написали хвалебные рецензии, разработчики заработали денег, а Microsoft в
ближайшем будущем наверняка расскажет нам о невероятном росте продаж
XBLA-игр, зафиксированном в августе. Все это хорошо и замечательно, но,
на мой взгляд, Summer of Arcade 2010 стала не только поводом спустить
сотню баксов на скачиваемые игрушки и отвлечься от жары, аромата дымящих
торфянников (хотя последнему туманно-задымленная Limbo
как-то не способствовала) и прочих сомнительных радостей последнего
месяца лета. Она еще и возвестила если не о начале новой эры развития
Xbox Live Arcade, то о переходе сервиса на качественно новый уровень. Но, начнем по порядку. Summer of Arcade 2010 состояла из пяти игр: Limbo, Hydro Thunder, Castlevania: Harmony of Despair, Monday Night Combat и Lara Croft and the Guardian of Light.
Честно говоря, поначалу этот список не вызвал у меня особых восторгов.
Более того - по четырем из пяти представленных в нем проектов возникали
многочисленные вопросы, которые в конечном итоге сводились к одному - а
достойно ли ЭТО участвовать в главной XBLA-акции года? Теперь,
когда все игры вышли и были осмотрены/изучены/препарированы, можно с
уверенностью сказать - достойны. Limbo изначально не вызывала сомнений и
в итоге оправдала все ожидания. Hydro Thunder Hurricane по итогам
проверки можно смело присваивать звание почти лучшей игры про водные
гонки за всю историю человечества (почти - потому что лучшей, по крайней
мере, для меня, навсегда останется неподражаемая дилогия Jet Moto
для PS one, хотя в ней присутствовала не только вода). Castlevania -
чуть ли не единственный игровой сериал, который, не будучи аркадной
стрелялкой про инопланетян, продолжает пугать неофитов графикой
двадцатилетней давности - тоже наверняка найдет своего клиента. О Monday
Night Combat ничего сказать не могу в силу того, что не играю по Сети и
вообще в гробу видал все эти
battlefield-team-fortress-halo-call-of-что-то-там штуки, но если верить
отчетам об активности пользователей в Xbox Live и спискам самых
популярных игр в XBLA, MNC пришлась игрокам по душе. Ну, а что касается
Lara Croft... Не знаю, как воспримут олдскульные поклонники выпуклостей
Лары тот финт ушами, который позволила себе Crystal Dynamics в
новой игре, но если рассматривать ее как самостоятельный продукт в
отрыве от сериала Tomb Raider (а название нам прямо указывает, что
именно так и надо поступать), то Guardian of Light чудо как хороша. В
общем, Summer of Arcade удалась, не ударила в грязь лицом, оправдала
ожидания и далее в том же духе еще на две страницы текста. Но, не знаю,
как у вас, а у меня все равно осталось ощущение какой-то неправильности
происходящего. То есть, все, вроде бы, хорошо, но особого праздника из
Summer of Arcade не вышло. И если задаться закономерным вопросом
"почему?", то ответ на него до неприличия прост - сам сервис стал лучше,
причем намного. В минувшие годы, когда Summer of Arcade вели за собой мастодонты вроде Braid и Shadow Complex,
мероприятие вызывало совсем иные эмоции. Это была действительно имевшая
смысл Акция, своеобразное пиршество для клиентов сервиса, парад лучших
из лучших и повод расколошматить свинью-копилку и вытрясти из нее все до
последней монетки. Но происходило это вовсе не потому, что попадавшие в
обойму SoA игры были так дьявольски хороши. Нет, они действительно были
дьявольски хороши и с этим никто не спорит, но особую привлекательность
им придавало то, что за пределами "Аркадного Лета" у них не было
достойных конкурентов в количествах. Как симпатичная девушка выглядит
эффектнее на фоне своей тумбочкоподобной усатой подружки, так и
SoA-релизы выгодно оттенялись скромностью тех, кто не принадлежал к их
числу. Сейчас же все изменилось. Limbo можно всерьез
сравнивать с Braid, а Lara Croft - с Shadow Complex, но теперь у новинок
нет такого вопиющего преимущества перед конкурентами. Что, кстати, не
нуждается в особых подтверждениях: когда за рамками Summer of Arcade
оказываются выходящие до или сразу после нее игры уровня Shank, DeathSpank и Scott Pilgrim vs. the World,
это говорит само за себя. И именно потому нынешнее лето любви к
скачиваемым игрушкам уже не оставляет того впечатления, которое
возникало после двух предыдущих эвентов. Xbox Live Arcade просто вырос,
вытянулся и перестал восприниматься разработчиками как отстойник для
портов, дешевки и одноклеточных поделок. Теперь это уже не просто набор
беззубых игрушек, не скопище клонов тетриса, не обитель паззлов,
бильярдов и прочих пинболов. Это вполне самостоятельный и интересный
рынок, нужный как игрокам так и разработчикам. И потому сейчас на
вынесенный в заголовок этого текста вопрос "куда катится XBLA?" можно
уверенно и смело отвечать "в гору".
|